«Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения (4-8 класс)»
Проектная площадка на 2017 год
Направление проекта: «Сопровождение одарённых учащихся. Инновационные проекты выявления и поддержки одаренности. Разработка современных форм организации деятельности одаренных учащихся. Создание модели индивидуального образовательного маршрута»
Тема проекта: «Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения (4-8 класс)»
Руководитель: Жиляева Ольга Михайловна, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ Лицей «Созвездие»
№131 г.о. Самара тел.89198061130, факс: 261-14-40, ozhilyaeva@inbox.ru
I Общая информация
1. Направление, в соответствии с которым реализуется проект:
Сопровождение одарённых учащихся. Инновационные проекты выявления и поддержки одаренности. Разработка современных форм организации деятельности одаренных учащихся. Создание модели индивидуального образовательного маршрута.
2. Информация об учреждении:
Почтовый адрес: 443083, г. Самара, ул. Промышленности, 319
Телефон, факс, электронная почта: тел/факс: 261-14-40,school131@bk.ru
Фамилия, имя, отчество руководителя: Басис Людмила Борисовна
3. Консультанты (при наличии): фамилия, имя, отчество, должность, научное звание, место работы:
- Шумакова Наталья Борисовна, ведущий научный сотрудник психологического института РАО, профессор МГППУ;
-Струнгис Ирина Генриховна, методист ОАНОВО «Московский психолого-социальный университет»;
- Сырова Ирина Анатольевна, заместитель директора МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара.
II. Краткая аннотация к проекту
В чём заключается актуальность и значимость проекта:
Актуальность проекта:
Сегодня признаки «одаренности» являются предметом горячих споров, однако наличие уже хотя бы одного признака должно привлекать внимание специалистов.
Школьники ищут себя, пробуют свои силы в разных областях деятельности, и поэтому очень важно предоставить им наиболее широкий спектр возможностей проявить себя. Современные условия решения проблемы развития и выявления одаренных детей требуют педагогической поддержки, подготовки и переподготовки учителей, которые работают с одаренными детьми.
Для того чтобы одаренные дети повышали свой интеллектуальный уровень, развивали свои исследовательские умения, не терялись в образовательном процессе, не утратили свою одаренность, были приняты окружающими, необходима грамотная и квалифицированная поддержка со стороны педагогов.
Оказать эффективно педагогическую поддержку, развить исследовательские умения школьников возможно средствами технологии Междисциплинарного обучения.
Технология Междисциплинарного обучения позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, способствует развитию творческого мышления и творческого типа поведения, исследовательских умений, целостного миропонимания и духовно-нравственных основ личности.
Технология Междисциплинарного обучения способствует формированию исследовательского мышления, что позволяет говорить о достижении метапредметных результатов.
Ребенок, обладающий исследовательскими умениями, способен:
- видеть проблему,
- выдвигать гипотезу,
- анализировать, систематизировать полученную информацию,
- задавать вопросы и отвечать на них,
- делать выводы.
Значимость проекта:
Характеристикой Междисциплинарного обучения выступает «всемерное поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности» ребёнка. Задача педагога - не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребёнку. Ребенок, наученный добывать знания и применять их в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, способен справиться с трудностями системы обучения среднего и старшего звена. Говоря о Междисциплинарном обучении, ученые и педагоги говорят о развитии личности, о том, что ребенку нужно познавать мир, видя его целостность.
ІІI. Содержание проекта
3.1.Определение проблемы.
Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Технология Междисциплинарного обучения дает возможность ученикам проявить себя с разных сторон, способствует развитию творческого мышления и творческого типа поведения, приветствует способность к выдвижению нестандартных идей и новых способов деятельности. Если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, соответствует мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, то можно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития.
3.2.Общая цель и задачи проекта
Цель проекта:
Распространение опыта работы учителя-тьютора по оказанию педагогической поддержки школьнику в развитии исследовательских умений средствами технологии Междисциплинарного обучения.
Задачи проекта:
1) изучить теоретическую и методическую литературу по технологии Междисциплинарного обучения;
2) создать банк заданий, проектов, технологий для формирования исследовательских умений обучающихся в урочной и внеурочной образовательной практике в 4-8 классах;
3) опробовать на практике отобранные темы, задания, проекты, технологии и проанализировать их эффективность;
4) разработать методические материалы по применению технологии Междисциплинарного обучения;
5) организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений по применению Междисциплинарного обучения для развития исследовательских умений, формирования исследовательского мышления детей.
Основные целевые группы, на которые направлен проект:
- заместители директоров по УВР, учителя начальных классов, учителя предметники.
Основные (ключевые) мероприятия в рамках проекта:
- трансляция педагогического опыта работы по применению технологии Междисциплинарного обучения;
- проведение обучающих семинаров по технологии Междисциплинарного обучения;
- создание среды профессионального общения учителей, работающих над проблемой развития исследовательских умений, формирования исследовательского мышления.
Календарный план реализации проекта (поэтапный)
|
|
№ п/п
|
Наименование этапов, мероприятий
|
Сроки проведения
(мес.,год )
|
Ожидаемые результаты
|
1
|
Подготовительная работа
1.1. Определение темы проекта в рамках предложенных направлений.
1.2. Создание рабочей группы по организации и осуществлению работы проектной площадки.
Диагностирование степени готовности педагогов к реализации технологий Междисциплинарного обучения.
1.3. Организация обучения учителей лицея по данной проблеме.
|
Ноябрь 2016г.
Декабрь 2016г.- январь 2017 г.
Январь-февраль 2017 г.
|
Нормативно-правовая база
Рабочая группа
Готовность учителей лицея к реализации проекта
|
2
|
Основной этап
2.1. Проведение семинаров:
«МДО - теория и практика»;
«Сценирование урока МДО в основной школе: задания, проекты, технологии обучения».
2.2. Создание банка заданий, проектов для применения МДО в образовательной практике в 4-8 классах.
2.3. Составление технических заданий преподавателям и временным проектным группам по циклам предметов.
2.4. Разработка и внедрение в образовательную деятельность отобранных в рамках технологии МДО тем, заданий, проектов.
2.5. Разработка критериев для диагностики сформированности исследовательских умений в процессе обучения в 4-8 классах
|
Февраль-апрель 2017г.
Февраль-апрель
2017 г.
|
Трансляция педагогического опыта работы по применению технологии Междисциплинарного обучения
Банк заданий, проектов для 4-8 классов.
Технические задания
Разработанные материалы для использования технологии МДО в 4-8 классах.
Разработанные критерии
|
3
|
Заключительный этап
3.1. Анализ эффективности применения разработанных тем, заданий, проектов (диагностика сформированности исследовательских умений, результатов обучения в 4-8 классах, анкетирование и интервьюирование педагогов – участников проекта)
3.2. Трансляция опыта реализации технологии МДО в урочной и внеурочной деятельности в 4-8 классах.
3.3 Составление печатных и электронных ресурсов по реализации технологии Междисциплинарного обучения для педагогов
|
Май-сентябрь 2017
Октябрь-ноябрь 2017
Ноябрь-декабрь 2017
|
Аналитическая справка по эффективности реализации технологии МДО в 4-8 классах
Мастер-классы, вебинар, консультации
Электронное методическое пособие для педагогов;
разделы на сайте школы
|
3.3. Методические продукты для трансляции опыта работы по итогам реализации проекта
Создание банка заданий, проектов по преподаванию предметов в 4-8 классах с использованием технологии Междисциплинарного обучения.
Создание электронного и печатного методического пособия для педагогов.
3.4. Создание Интернет ресурса для трансляции проекта
Создание раздела на сайте Лицея: sozvezdie131.ru
ІV. Результаты деятельности проектной площадки и их оценка:
Что будет получено в ходе реализации проекта:
- методические рекомендации по формированию исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения;
- профессиональная компетентность педагогов – участников проекта в области применения технологии Междисциплинарного обучения;
- повышение уровня исследовательских работ школьников, представленных на конференциях различного уровня;
- применение технологии Междисциплинарного обучения в образовательной практике для достижения метапредметных результатов;
- электронное и печатное методическое пособие для педагогов.
Что выполнено в ходе реализации проекта:
- создана рабочая группа по организации и осуществлению работы проектной площадки, владеющая технологий Междисциплинарного обучения;
- проведена серия семинаров (курсы повышения квалификации) объемом 24 часа «Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии междисциплинарного обучения»;
Методическая цель: трансляция опыта работы по формированию исследовательских умений обучающихся средствами технологии междисциплинарного обучения.
Слушатели курсов: учителя-предметники общеобразовательных организаций г.о. Самара, заместители директоров по УВР, методисты.
Режим работы курсов:
Дата занятия
|
Время
|
Тема занятия
|
25.04.2017
|
12.00-15.00
(ул. Промышленности, 319) 1 корпус
|
Введение в технологию МДО.
Журавлёва Лада Евгеньевна, к.п.н., «Московский психолого-социальный университет»
|
03.05.2017
|
13.00 -15.00
(ул. Днепровская, 2)
2 корпус
|
Организация работы МДО в 1-4 классах (теория и практика).
Подобедова Ирина Игоревна, заместитель директора по УВР МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара
|
05.05.2017
|
13.00 -15.00
(ул. Промышленности, 319) 1 корпус
|
Организация работы МДО в 5-8 классах (теория и практика).
Жиляева Ольга Михайловна, заместитель директора по НМР МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара
|
11.05.2017
|
13.00 -15.00
(ул. Промышленности, 319) 1 корпус
|
Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения. Практическая работа. Круглый стол.
Жиляева Ольга Михайловна, заместитель директора по НМР МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара
|
По окончании курсов слушателям выдано удостоверение о повышении квалификации (24 часа).
- ведётся работа по созданию электронного и печатного методического пособия для педагогов.
|