Версия для слабовидящих

«Проектирование комплексно-целевой программы по проблеме развития универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с ФГОС СОО»


 Проектная площадка на 2018 год

(МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о Самара)

I. Общая информация

1.Направление, в соответствии с которым реализуется проект:

«Преемственность педагогических технологий в информационно-образовательном пространстве школы для обеспечения достижения планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных)».

  Тема проекта:  

«Проектирование  комплексно-целевой программы по проблеме развития универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с ФГОС СОО».

 2. Информация об учреждении:    

Название учреждения по Уставу: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Созвездие» №131» городского округа Самара  (МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара)               

Почтовый адрес: 443083, г. Самара, ул. Промышленности, 319

Телефон, факс, электронная почта: тел/факс: 261-14-40,school131@bk.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя:  Басис Людмила Борисовна

3. Информация о руководителе проектной площадки:

      фамилия, имя, отчество руководителя: Жиляева Ольга Михайловна

      должность: заместитель директора  по научно-методической работе МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара

      контактные телефоны, факс, электронная почта:

                        тел.89198061130, факс: 261-14-40, ozhilyaeva@inbox.ru

 4. Информация о кадровом обеспечении работы проектной площадки:

(фамилия, имя, отчество, должность)

 - Козлова Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы,

- Покатаева Галина Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики,

-  Шашкова Лариса Якубовна,  учитель истории;

- Чудинова Лариса Леонидовна, учитель русского языка и литературы,

- Левченкова Елена Александровна, учитель физики,

- Корнилова Светлана Дмитриевна, педагог- психолог,

-Гончарова Надежда Юрьевна, учитель и обществознания.

 5. Консультанты (при наличии): фамилия, имя, отчество, должность, научное звание, место работы:

- Сырова  Ирина  Анатольевна, заместитель директора  МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара.

- Пряхина Юлия Владимировна, главный консультант Управления  реализации общеобразовательных программ Министерства образования и науки Самарской области.

II. Краткая аннотация к проекту

 В чём заключается актуальность и значимость проекта:

Актуальность проекта:

    Переход обучающегося на ступень среднего (полного) общего образования совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Новый ФГОС СОО  направлен на социальное и личностное самоопределение  обучающихся и  четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

    Старшая школа, с одной стороны, является завершающей ступенью школьного образования, с другой – переходом в открытое образовательное пространство, в котором человек будет находиться всю оставшуюся жизнь.  К окончанию основной школы ученик становится субъектом своей учебной деятельности, на новом этапе все приобретенные ранее компетенции используются в полной мере и приобретают характер универсальных.            Компетенции, сформированные в основной школе на предметном содержании, теперь могут быть перенесены на любые жизненные ситуации, не только относящиеся к учебе в школе.

Старшая школа – это тоже пространство проб, но проб переноса сформированных компетенций на внешние, внепредметные ситуации. Отсюда основное требование к старшей школе, как к принципиально открытому пространству: должна быть предоставлена возможность сделать пробы вне образовательной организации

    В 10-11-х классах  осуществляется  переход на принципиально новый уровень рефлексии обучающих, который позволяет ставить и решать задачи на доращивание компетенций.     Эти задачи может поставить только сам старшеклассник, взрослые при этом могут выполнять только фасилитаторские функции (как тьюторы, консультанты, эксперты).

    Задача взрослого – создать условия, способствующие доращиванию компетенций (или смягчить условия, препятствующие этому процессу).     Поэтому особая роль  школы состоит в обнаружении дефицитов компетентностного развития, которые могут фиксироваться как на языке метапредметных результатов, так и на языке универсальных учебных действий.

    Постановки задач на доращивание компетенций  и создание условий для развития УУД  обучающихся  10-11 классов осуществляется в рамках комплексно – целевой программы по развитию УУД   как составной части ООП.

В рамках   программы  продолжиться работа  по поддержке и продвижению одарённых детей как приоритетное направление   деятельности лицея.  Новое содержание  учебного плана и возможности образовательного пространства в рамках реализации ФГОС СОО обеспечит эффективный импульс для тьюторской  деятельности  по сопровождению одаренных детей.  Развитие исследовательских, проектных компетенций, смыслообразования и самоопределения у обучающийся требует системной квалифицированной  поддержки со стороны педагогов.

   ФГОС среднего общего образования  способствует формированию у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Значимость проекта:

   В современных условиях  стремительного развития технологий, роста информационного потока, появления новых форм коммуникаций   управление системой формирования УУД у учащихся становится насущной необходимостью.

   Программа развития УУД   как составная часть ООП СОО  должна включать  условия программирования открытого образовательного пространства, в т.ч. профессиональных проб и сопровождение индивидуальных траекторий компетентностного развития.

   Перечисленные организационные форматы  призваны обеспечить возможность самостоятельного действия учащегося, высокую степень свободы выбора  элементов образовательной траектории, возможность самостоятельного принятия решения, самостоятельной постановки задачи и достижения поставленной цели.

  Создание  условий для развития УУД – это не просто дополнение к существующему учебному процессу, а кардинальное изменение содержания, форм и методов обучения.  

   Проектирование комплексно-целевой программы по проблеме развития универсальных учебных действий у обучающихся как компонента ФГОС СОО позволит  создать нормативно-правовое, программно-методическое и организационное обеспечение содержательного раздела  ООП на ступени среднего(полного)  общего образования для  дальнейшей реализации ФГОС СОО в образовательных учреждениях г.о. Самара.

 ІІI. Содержание проекта

 3.1.Определение проблемы.

        На  уровне среднего общего  образования в соответствии с цикличностью возрастного развития происходит возврат к универсальным учебным действиям как средству, но уже в достаточной степени отрефлексированному, используемому для успешной постановки и решения новых задач (учебных, познавательных, личностных).

Поэтому, степень овладения УУД   выпускниками  основной школы не обеспечивает уровень компетенций обучающихся 10-11 классах, соответствующих требованиям ФГОС СОО  к результатам образования.

 3.2.Общая цель  и задачи проекта

Цель проекта:

  • разработка модели управления   развитием  УУД в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
    • построение комплексно-целевой программы по проблеме развития универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с ФГОС СОО;
    • создание модели методического сопровождения перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты  СОО;
    • создание  условий  для развития  УУД  у обучающихся старшей школы в условиях апробации ФГОС СОО.

 Задачи проекта:

разработать  комплексно-целевую  программу по развитию универсальных учебных действий у обучающихся на этапе среднего (полного) общего образования как составной части ООП;

  • создать методическое  обеспечение введения комплексно-целевой программы по  проблеме развития универсальных учебных действий у обучающихся   в условиях апробации  ФГОС средней школы;
  • обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок  по формированию УУД на уровне основного и среднего образования;
  • обеспечить повышение профессиональной компетенции  педагогических работников по вопросам развития УУД в условиях реализации ФГОС СОО;
  • разработать систему  мониторинга реализации проекта.

 Основные целевые группы, на которые направлен проект:

- заместители директора по УВР,  учителя - предметники, педагоги -психологи.

 Основные (ключевые) мероприятия в рамках проекта:

   - трансляция педагогического опыта работы по внедрению ФГОС среднего общего образования;

   - разработка  ООП СОО, включая Программу развития УУД,  с учётом особенностей образовательного процесса образовательного учреждения;

   - проведение обучающих семинаров по составлению содержательного раздела ООП СОО;

   - создание среды профессионального общения учителей, работающих над проблемой развития   УУД.

 

Календарный план реализации проекта (поэтапный)

 

№ п/п

Наименование этапов, мероприятий

Сроки проведения

(мес.,год )

Ожидаемые результаты

1

Подготовительная работа

1.1. Мониторинг состояния сформированности  УУД обучающихся   10 класса

1.2. Определение темы проекта в рамках предложенных направлений.

1.3. Создание рабочей группы по организации и осуществлению работы проектной площадки.

1.3. Организация обучения учителей  по данной проблеме.

 

 

Ноябрь  2017г.

 

Ноябрь  2017г.

Декабрь 2017г.- январь 2018 г.

Январь-февраль

2018 г.

 

 Отчет (справка)

 

 Нормативно-правовая база

 Рабочая группа

  

Готовность учителей лицея к реализации проекта

2

Основной этап

2.1. Организация деятельности

МО по выделению учебных предметов, создающие зону ближайшего развития для УУД,  и разработка  системы задач для их формирования. 

 

2.2.Проектирование содержательного раздела ООП СОО по развитию УУД.

 

2.3. Организация  внедрения системы задач и технологий по развитию УУД в 10-11 классах.

 

  2.4.  Проведение семинара:

«Конструирование содержания  программы развития УУД ООП СОО».

 

2.5. Психолого-педагогическое тестирование обучающихся 10-х классов, учителей, родителей.

 

2.6. Анализ  информации  о  реализации  ФГОС в 10 классе. Анализ информации о защите индивидуальных проектов обучающимися.

 

2.7. Составление учебного плана для реализации ФГОС в 11 классе.

 

2.8.Корректировка ООП СОО.

 

 

2.9. Проведение семинаров:

 «Оценивание УУД в рамках специально организованных модельных ситуаций (образовательное событие, защита реализованного проекта, представление учебно-исследовательской работы)».

 

«Особенности развития универсальных учебных действий  в ФГОС СОО»

2.10. Мониторинг состояния формирования УУД

 

Август 2017 г.- Апрель 2018 г.

 

 

Август 2017 г.- Апрель 2018 г.

 

В теч. учебного года

2017/18, 2018/19

 

Март–апрель  2018 г.

 

 

 

Апрель-май  2018 г.

 

Май – сентябрь

2018 г.

 

Май – август

2018 г.

 

Август- октябрь

2018 г.

 

 

Октябрь- ноябрь

2018 г.

 

 

 Март- апрель 2019г.

 

Апрель – май 2019 г.

 

Разработка учебно-методических рекомендаций для педагогов

 

 

Комплексно-целевая программа развития УУД

 

Аналитическая справка о результатах апробации

 

 

Трансляция педагогического опыта работы

 

 

Результаты тестирования.

Систематизация материалов.

Аналитические материалы.

Педагогический совет.

 

 

Нормативные документы, локальные акты.

 

Внесение изменений в ООП СОО

 

 

 

Трансляция педагогического опыта работы

  

 

Трансляция педагогического опыта работы

 Аналитическая справка

3

Заключительный этап 

3.1. Анализ эффективности применения  разработанных заданий, технологий  (диагностика сформированности УУД, результатов обучения в 10-11классах, анкетирование и интервьюирование педагогов – участников проекта)

 

3.2. Трансляция опыта реализации  Программы развития УУД ФГОС СОО.

 

3.3 Составление печатных и электронных ресурсов по теме проекта

  

Май-сентябрь 2019

 

 

  

Октябрь-ноябрь 2019

 

 

Ноябрь-декабрь 2017

 

Аналитическая справка по эффективности реализации проекта

 

  

Мастер-классы, вебинар, консультации

 

Методические рекомендации

Электронное методическое пособие для педагогов;

разделы на сайте школы

  3.3.Методические продукты для трансляции опыта работы  по итогам реализации проекта

Проект содержания  ООП СОО по разделу развития УУД.

Разработка рекомендаций по организации учебного и внеучебного пространства для создания условий становление специальных (профессиональных) компетенций (в электронном виде).

Составление сборника (пособия) по разработке системы задач для развития  УУД  применительно к предметным  дисциплинам учебного плана ФГОС СОО.

 3.4. Создание  Интернет ресурса для трансляции проекта

Создание раздела на сайте Лицея: sozvezdie131.ru

 ІV. Результаты деятельности проектной площадки и их оценка:

 Что будет получено в ходе реализации проекта:

  • Повышение профессиональных компетентностей педагогов – участников проекта в области реализации метапредметного подхода.
    • Достижение базового   уровня сформированности  метапредметных результатов обучения у 100%   обучающихся 10-11 классов  и оптимального уровня –у 60% .
    • Совершенствование проектной и исследовательских компетенций обучающихся.
    • Развитие познавательных способностей обучающихся  и мотивации обучения на старшей ступени обучения.
    • Совершенствование  работы по профориентации обучающихся 10-11 классов  в рамках реализации ФГОС СОО.

   Оценивание  результатов проекта осуществляется 1 раз в год в процессе психологического и образовательного мониторинга, проводимого психологической и методической службами лицея и в ходе внешней экспертизы.



Что у нас нового?

[ Показать все новости ]

12/10/2018

План  мероприятий посвещенных "Параду памяти 7 ноября 1941г. "Оружие победы"" в МБОУ Лицее «Созвездие» № 131 на октябрь 2018-2019 уч. г.

Читать новость целиком

06/10/2018

В период с 1 по 5 октября 2018 года в рамках «Парада Памяти, посвященного памяти военного Парада в городе Куйбышеве 7 ноября 1941 года», в МБОУ Лицее «Созвездие» № 131 прошли уроки мужества.

Читать новость целиком

01/10/2018

В рамках проведения  всероссийской «Недели безопасности» 28.09.18 на перекрестке поулице Промышленности  отряд ЮИД лицея "Созвездие" проводил ежегодную, ставшую уже традиционную социально значимую акцию "Добрая дорога", приуроченную ко Дню пожилого человека.

Читать новость целиком