Версия для слабовидящих

«Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения (4-8 класс)»


Проектная площадка на 2017 год

Направление проекта: «Сопровождение одарённых учащихся. Инновационные проекты выявления и поддержки одаренности. Разработка современных форм организации деятельности одаренных учащихся. Создание модели индивидуального образовательного маршрута»

Тема проекта:  «Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения (4-8 класс)»

Руководитель:   Жиляева Ольга Михайловна,  заместитель директора  по   научно-методической работе МБОУ Лицей «Созвездие»  

        №131 г.о. Самара тел.89198061130, факс: 261-14-40, ozhilyaeva@inbox.ru         

 I Общая информация

1.     Направление, в соответствии с которым реализуется проект:

 Сопровождение одарённых учащихся. Инновационные проекты выявления и поддержки одаренности. Разработка современных форм организации деятельности одаренных учащихся. Создание модели индивидуального образовательного маршрута.

 2. Информация об учреждении:    

Почтовый адрес: 443083, г. Самара, ул. Промышленности, 319

Телефон, факс, электронная почта: тел/факс: 261-14-40,school131@bk.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя:  Басис Людмила Борисовна

 

3. Консультанты (при наличии): фамилия, имя, отчество, должность, научное звание, место работы:

- Шумакова Наталья  Борисовна, ведущий научный сотрудник  психологического института РАО, профессор МГППУ;

-Струнгис Ирина  Генриховна, методист ОАНОВО «Московский психолого-социальный университет»;

- Сырова  Ирина  Анатольевна, заместитель директора  МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара.

 II. Краткая аннотация к проекту

В чём заключается актуальность и значимость проекта:

Актуальность проекта:

         Сегодня признаки «одаренности» являются предметом горячих споров, однако наличие уже хотя бы одного признака должно привлекать внимание специалистов.

         Школьники ищут себя, пробуют свои силы в разных областях деятельности, и поэтому очень важно предоставить им наиболее широкий спектр возможностей проявить себя. Современные условия решения проблемы развития и выявления одаренных детей требуют педагогической поддержки, подготовки и переподготовки учителей, которые работают с одаренными детьми.

      Для того чтобы одаренные  дети повышали свой интеллектуальный уровень, развивали свои исследовательские умения, не терялись в образовательном процессе, не утратили свою одаренность, были приняты окружающими, необходима грамотная и квалифицированная поддержка со стороны педагогов.

     Оказать эффективно педагогическую поддержку, развить исследовательские умения школьников возможно средствами технологии Междисциплинарного обучения.

     Технология Междисциплинарного обучения позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, способствует развитию творческого мышления и творческого типа поведения, исследовательских умений, целостного миропонимания и духовно-нравственных основ личности.

Технология Междисциплинарного обучения  способствует формированию исследовательского мышления, что позволяет говорить о достижении метапредметных результатов.

Ребенок, обладающий исследовательскими умениями, способен:

- видеть проблему,

- выдвигать гипотезу,

- анализировать, систематизировать полученную информацию,

- задавать вопросы и отвечать на них,

- делать выводы.

 Значимость проекта:

Характеристикой Междисциплинарного обучения выступает «всемерное поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности» ребёнка. Задача педагога - не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребёнку. Ребенок, наученный добывать знания и применять их в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, способен справиться с трудностями системы обучения среднего и старшего звена. Говоря о Междисциплинарном обучении, ученые и педагоги говорят о развитии личности, о том, что ребенку нужно познавать мир, видя его целостность. 

 ІІI. Содержание проекта

3.1.Определение проблемы.

         Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний,  сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.  Технология Междисциплинарного обучения дает возможность ученикам проявить себя с разных сторон, способствует развитию творческого мышления и творческого типа поведения, приветствует способность к выдвижению нестандартных идей и новых способов деятельности. Если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, соответствует мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, то можно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития.

 3.2.Общая цель  и задачи проекта

Цель проекта:

Распространение опыта работы учителя-тьютора по оказанию педагогической поддержки школьнику в развитии исследовательских умений средствами технологии Междисциплинарного обучения.

  Задачи проекта:

1)    изучить теоретическую и методическую литературу по технологии Междисциплинарного обучения;

2)    создать банк заданий, проектов, технологий для формирования  исследовательских умений обучающихся в урочной и внеурочной образовательной практике в 4-8 классах;

3)    опробовать на практике отобранные темы, задания, проекты, технологии и проанализировать их эффективность;

4)    разработать методические материалы по применению технологии Междисциплинарного обучения;

5)    организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений по применению Междисциплинарного обучения для развития исследовательских умений, формирования исследовательского мышления детей.

 Основные целевые группы, на которые направлен проект:

- заместители директоров по УВР, учителя начальных классов, учителя предметники.

 Основные (ключевые) мероприятия в рамках проекта:

- трансляция педагогического опыта работы по применению технологии Междисциплинарного обучения;

- проведение обучающих семинаров по технологии Междисциплинарного обучения;

- создание среды профессионального общения учителей, работающих над проблемой развития исследовательских умений, формирования исследовательского мышления.

 

Календарный план реализации проекта (поэтапный) 

 

№ п/п

Наименование этапов, мероприятий

Сроки проведения

(мес.,год )

Ожидаемые результаты

1

Подготовительная работа

1.1. Определение темы проекта в рамках предложенных направлений.

1.2. Создание рабочей группы по организации и осуществлению работы проектной площадки.

Диагностирование степени готовности педагогов к реализации технологий Междисциплинарного обучения.

 

1.3. Организация обучения учителей  лицея по данной проблеме.

 

 

Ноябрь  2016г.

 

 

Декабрь 2016г.- январь 2017 г.

 

 

 

 

 

 

Январь-февраль 2017 г.

 

Нормативно-правовая база

 

Рабочая группа

 

 

 

 

 

Готовность учителей лицея к реализации проекта

2

Основной этап

2.1.  Проведение семинаров:

«МДО - теория и практика»;

 

«Сценирование урока МДО в основной школе: задания, проекты, технологии обучения».

 

2.2. Создание банка  заданий, проектов для применения МДО в образовательной практике  в 4-8 классах.

 

2.3. Составление технических заданий преподавателям и временным проектным группам по циклам предметов.

 

2.4. Разработка и внедрение в образовательную деятельность отобранных в рамках технологии МДО тем, заданий, проектов.

 

2.5. Разработка критериев для диагностики сформированности исследовательских  умений в процессе обучения в 4-8 классах

 

 

Февраль-апрель 2017г.

 

 

 

 

 

Февраль-апрель

2017 г.

Трансляция педагогического опыта работы по применению технологии Междисциплинарного обучения

 

Банк заданий, проектов для 4-8 классов.

 

 

Технические задания

 

 

Разработанные материалы для использования технологии МДО в 4-8 классах.

 

Разработанные критерии

3

Заключительный этап

3.1. Анализ эффективности применения  разработанных тем, заданий, проектов (диагностика сформированности исследовательских умений, результатов обучения в 4-8 классах, анкетирование и интервьюирование педагогов – участников проекта)

 

3.2. Трансляция опыта реализации технологии МДО в урочной и внеурочной деятельности в 4-8 классах.

 

3.3 Составление печатных и электронных ресурсов по реализации технологии Междисциплинарного обучения для педагогов

 

 

Май-сентябрь 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь-ноябрь 2017

 

 

Ноябрь-декабрь 2017

 

Аналитическая справка по эффективности реализации технологии МДО в 4-8 классах

 

 

 

 

Мастер-классы, вебинар, консультации

 

Электронное методическое пособие для педагогов;

разделы на сайте школы

  3.3.    Методические продукты для трансляции опыта работы  по итогам реализации проекта

Создание банка  заданий, проектов  по преподаванию предметов  в  4-8 классах с использованием технологии Междисциплинарного обучения.

     Создание электронного и печатного методического пособия для педагогов.

 3.4.     Создание  Интернет ресурса для трансляции проекта

Создание раздела на сайте Лицея: sozvezdie131.ru

ІV. Результаты деятельности проектной площадки и их оценка:

 Что будет получено в ходе реализации проекта:

- методические рекомендации по формированию исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения;

 - профессиональная компетентность педагогов – участников проекта в области применения технологии Междисциплинарного обучения;

- повышение уровня исследовательских работ школьников, представленных на конференциях различного уровня;

- применение технологии Междисциплинарного обучения  в образовательной практике для достижения метапредметных результатов;

- электронное и печатное методическое пособие для педагогов.

   Что выполнено в ходе реализации проекта:

    - создана  рабочая группа по организации и осуществлению работы проектной площадки, владеющая  технологий Междисциплинарного обучения;

    - проведена серия семинаров (курсы повышения квалификации) объемом 24 часа «Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии междисциплинарного обучения»;

     Методическая цель: трансляция опыта работы по формированию исследовательских умений обучающихся средствами технологии междисциплинарного обучения.

    Слушатели курсов: учителя-предметники общеобразовательных организаций г.о. Самара, заместители директоров по УВР, методисты.

Режим работы курсов:

Дата занятия

Время

Тема занятия

25.04.2017

12.00-15.00

(ул. Промышленности, 319) 1 корпус

Введение в технологию МДО.

Журавлёва Лада Евгеньевна,  к.п.н., «Московский психолого-социальный университет»

03.05.2017

13.00 -15.00

(ул. Днепровская, 2)

2 корпус

Организация работы МДО в 1-4 классах  (теория и практика).

Подобедова Ирина Игоревна, заместитель директора по УВР МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара

05.05.2017

13.00 -15.00

(ул. Промышленности, 319) 1 корпус

Организация работы МДО в 5-8 классах  (теория и практика).

Жиляева Ольга Михайловна,  заместитель директора по НМР МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара

11.05.2017

13.00 -15.00

(ул. Промышленности, 319) 1 корпус

Формирование исследовательских умений  обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения. Практическая работа. Круглый стол.

Жиляева Ольга Михайловна,  заместитель директора по НМР МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара

По окончании курсов слушателям выдано  удостоверение о повышении квалификации (24 часа).

- ведётся работа по созданию электронного и печатного методического пособия для педагогов.

 



Что у нас нового?

[ Показать все новости ]

12/10/2018

План  мероприятий посвещенных "Параду памяти 7 ноября 1941г. "Оружие победы"" в МБОУ Лицее «Созвездие» № 131 на октябрь 2018-2019 уч. г.

Читать новость целиком

06/10/2018

В период с 1 по 5 октября 2018 года в рамках «Парада Памяти, посвященного памяти военного Парада в городе Куйбышеве 7 ноября 1941 года», в МБОУ Лицее «Созвездие» № 131 прошли уроки мужества.

Читать новость целиком

01/10/2018

В рамках проведения  всероссийской «Недели безопасности» 28.09.18 на перекрестке поулице Промышленности  отряд ЮИД лицея "Созвездие" проводил ежегодную, ставшую уже традиционную социально значимую акцию "Добрая дорога", приуроченную ко Дню пожилого человека.

Читать новость целиком