Версия для слабовидящих

«Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения (4-8 класс)»


Проектная площадка на 2017 год

Направление проекта: «Сопровождение одарённых учащихся. Инновационные проекты выявления и поддержки одаренности. Разработка современных форм организации деятельности одаренных учащихся. Создание модели индивидуального образовательного маршрута»

Тема проекта:  «Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения (4-8 класс)»

Руководитель:   Жиляева Ольга Михайловна,  заместитель директора  по   научно-методической работе МБОУ Лицей «Созвездие»  

        №131 г.о. Самара тел.89198061130, факс: 261-14-40, ozhilyaeva@inbox.ru         

 I Общая информация

1.     Направление, в соответствии с которым реализуется проект:

 Сопровождение одарённых учащихся. Инновационные проекты выявления и поддержки одаренности. Разработка современных форм организации деятельности одаренных учащихся. Создание модели индивидуального образовательного маршрута.

 2. Информация об учреждении:    

Почтовый адрес: 443083, г. Самара, ул. Промышленности, 319

Телефон, факс, электронная почта: тел/факс: 261-14-40,school131@bk.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя:  Басис Людмила Борисовна

 

3. Консультанты (при наличии): фамилия, имя, отчество, должность, научное звание, место работы:

- Шумакова Наталья  Борисовна, ведущий научный сотрудник  психологического института РАО, профессор МГППУ;

-Струнгис Ирина  Генриховна, методист ОАНОВО «Московский психолого-социальный университет»;

- Сырова  Ирина  Анатольевна, заместитель директора  МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара.

 II. Краткая аннотация к проекту

В чём заключается актуальность и значимость проекта:

Актуальность проекта:

         Сегодня признаки «одаренности» являются предметом горячих споров, однако наличие уже хотя бы одного признака должно привлекать внимание специалистов.

         Школьники ищут себя, пробуют свои силы в разных областях деятельности, и поэтому очень важно предоставить им наиболее широкий спектр возможностей проявить себя. Современные условия решения проблемы развития и выявления одаренных детей требуют педагогической поддержки, подготовки и переподготовки учителей, которые работают с одаренными детьми.

      Для того чтобы одаренные  дети повышали свой интеллектуальный уровень, развивали свои исследовательские умения, не терялись в образовательном процессе, не утратили свою одаренность, были приняты окружающими, необходима грамотная и квалифицированная поддержка со стороны педагогов.

     Оказать эффективно педагогическую поддержку, развить исследовательские умения школьников возможно средствами технологии Междисциплинарного обучения.

     Технология Междисциплинарного обучения позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, способствует развитию творческого мышления и творческого типа поведения, исследовательских умений, целостного миропонимания и духовно-нравственных основ личности.

Технология Междисциплинарного обучения  способствует формированию исследовательского мышления, что позволяет говорить о достижении метапредметных результатов.

Ребенок, обладающий исследовательскими умениями, способен:

- видеть проблему,

- выдвигать гипотезу,

- анализировать, систематизировать полученную информацию,

- задавать вопросы и отвечать на них,

- делать выводы.

 Значимость проекта:

Характеристикой Междисциплинарного обучения выступает «всемерное поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности» ребёнка. Задача педагога - не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребёнку. Ребенок, наученный добывать знания и применять их в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, способен справиться с трудностями системы обучения среднего и старшего звена. Говоря о Междисциплинарном обучении, ученые и педагоги говорят о развитии личности, о том, что ребенку нужно познавать мир, видя его целостность. 

 ІІI. Содержание проекта

3.1.Определение проблемы.

         Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний,  сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.  Технология Междисциплинарного обучения дает возможность ученикам проявить себя с разных сторон, способствует развитию творческого мышления и творческого типа поведения, приветствует способность к выдвижению нестандартных идей и новых способов деятельности. Если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, соответствует мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, то можно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития.

 3.2.Общая цель  и задачи проекта

Цель проекта:

Распространение опыта работы учителя-тьютора по оказанию педагогической поддержки школьнику в развитии исследовательских умений средствами технологии Междисциплинарного обучения.

  Задачи проекта:

1)    изучить теоретическую и методическую литературу по технологии Междисциплинарного обучения;

2)    создать банк заданий, проектов, технологий для формирования  исследовательских умений обучающихся в урочной и внеурочной образовательной практике в 4-8 классах;

3)    опробовать на практике отобранные темы, задания, проекты, технологии и проанализировать их эффективность;

4)    разработать методические материалы по применению технологии Междисциплинарного обучения;

5)    организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений по применению Междисциплинарного обучения для развития исследовательских умений, формирования исследовательского мышления детей.

 Основные целевые группы, на которые направлен проект:

- заместители директоров по УВР, учителя начальных классов, учителя предметники.

 Основные (ключевые) мероприятия в рамках проекта:

- трансляция педагогического опыта работы по применению технологии Междисциплинарного обучения;

- проведение обучающих семинаров по технологии Междисциплинарного обучения;

- создание среды профессионального общения учителей, работающих над проблемой развития исследовательских умений, формирования исследовательского мышления.

 

Календарный план реализации проекта (поэтапный) 

 

№ п/п

Наименование этапов, мероприятий

Сроки проведения

(мес.,год )

Ожидаемые результаты

1

Подготовительная работа

1.1. Определение темы проекта в рамках предложенных направлений.

1.2. Создание рабочей группы по организации и осуществлению работы проектной площадки.

Диагностирование степени готовности педагогов к реализации технологий Междисциплинарного обучения.

 

1.3. Организация обучения учителей  лицея по данной проблеме.

 

 

Ноябрь  2016г.

 

 

Декабрь 2016г.- январь 2017 г.

 

 

 

 

 

 

Январь-февраль 2017 г.

 

Нормативно-правовая база

 

Рабочая группа

 

 

 

 

 

Готовность учителей лицея к реализации проекта

2

Основной этап

2.1.  Проведение семинаров:

«МДО - теория и практика»;

 

«Сценирование урока МДО в основной школе: задания, проекты, технологии обучения».

 

2.2. Создание банка  заданий, проектов для применения МДО в образовательной практике  в 4-8 классах.

 

2.3. Составление технических заданий преподавателям и временным проектным группам по циклам предметов.

 

2.4. Разработка и внедрение в образовательную деятельность отобранных в рамках технологии МДО тем, заданий, проектов.

 

2.5. Разработка критериев для диагностики сформированности исследовательских  умений в процессе обучения в 4-8 классах

 

 

Февраль-апрель 2017г.

 

 

 

 

 

Февраль-апрель

2017 г.

Трансляция педагогического опыта работы по применению технологии Междисциплинарного обучения

 

Банк заданий, проектов для 4-8 классов.

 

 

Технические задания

 

 

Разработанные материалы для использования технологии МДО в 4-8 классах.

 

Разработанные критерии

3

Заключительный этап

3.1. Анализ эффективности применения  разработанных тем, заданий, проектов (диагностика сформированности исследовательских умений, результатов обучения в 4-8 классах, анкетирование и интервьюирование педагогов – участников проекта)

 

3.2. Трансляция опыта реализации технологии МДО в урочной и внеурочной деятельности в 4-8 классах.

 

3.3 Составление печатных и электронных ресурсов по реализации технологии Междисциплинарного обучения для педагогов

 

 

Май-сентябрь 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь-ноябрь 2017

 

 

Ноябрь-декабрь 2017

 

Аналитическая справка по эффективности реализации технологии МДО в 4-8 классах

 

 

 

 

Мастер-классы, вебинар, консультации

 

Электронное методическое пособие для педагогов;

разделы на сайте школы

  3.3.    Методические продукты для трансляции опыта работы  по итогам реализации проекта

Создание банка  заданий, проектов  по преподаванию предметов  в  4-8 классах с использованием технологии Междисциплинарного обучения.

     Создание электронного и печатного методического пособия для педагогов.

 3.4.     Создание  Интернет ресурса для трансляции проекта

Создание раздела на сайте Лицея: sozvezdie131.ru

ІV. Результаты деятельности проектной площадки и их оценка:

 Что будет получено в ходе реализации проекта:

- методические рекомендации по формированию исследовательских умений обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения;

 - профессиональная компетентность педагогов – участников проекта в области применения технологии Междисциплинарного обучения;

- повышение уровня исследовательских работ школьников, представленных на конференциях различного уровня;

- применение технологии Междисциплинарного обучения  в образовательной практике для достижения метапредметных результатов;

- электронное и печатное методическое пособие для педагогов.

   Что выполнено в ходе реализации проекта:

    - создана  рабочая группа по организации и осуществлению работы проектной площадки, владеющая  технологий Междисциплинарного обучения;

    - проведена серия семинаров (курсы повышения квалификации) объемом 24 часа «Формирование исследовательских умений обучающихся средствами технологии междисциплинарного обучения»;

     Методическая цель: трансляция опыта работы по формированию исследовательских умений обучающихся средствами технологии междисциплинарного обучения.

    Слушатели курсов: учителя-предметники общеобразовательных организаций г.о. Самара, заместители директоров по УВР, методисты.

Режим работы курсов:

Дата занятия

Время

Тема занятия

25.04.2017

12.00-15.00

(ул. Промышленности, 319) 1 корпус

Введение в технологию МДО.

Журавлёва Лада Евгеньевна,  к.п.н., «Московский психолого-социальный университет»

03.05.2017

13.00 -15.00

(ул. Днепровская, 2)

2 корпус

Организация работы МДО в 1-4 классах  (теория и практика).

Подобедова Ирина Игоревна, заместитель директора по УВР МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара

05.05.2017

13.00 -15.00

(ул. Промышленности, 319) 1 корпус

Организация работы МДО в 5-8 классах  (теория и практика).

Жиляева Ольга Михайловна,  заместитель директора по НМР МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара

11.05.2017

13.00 -15.00

(ул. Промышленности, 319) 1 корпус

Формирование исследовательских умений  обучающихся средствами технологии Междисциплинарного обучения. Практическая работа. Круглый стол.

Жиляева Ольга Михайловна,  заместитель директора по НМР МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара

По окончании курсов слушателям выдано  удостоверение о повышении квалификации (24 часа).

- ведётся работа по созданию электронного и печатного методического пособия для педагогов.

 



Что у нас нового?

[ Показать все новости ]

02/12/2017

С 15 по 29 ноября в МБОУ Лицей «Созвездие» №131 проходил фестиваль «Дни науки и техники», главная задача которого -  популяризация инженерно-технического образования. Значительная часть общества зачастую не сопоставляет те блага, удобства и тот прогресс, который мы наблюдаем, с тем, что это все сделано благодаря научным открытиям. 

Читать новость целиком

04/12/2017

30.11.17 в лицее прошел традиционный праздник по ПДД  для младших лицеистов. 

Читать новость целиком

01/12/2017

29 ноября в Лицее «Созвездие» состоялась встреча дискуссионного клуба «Взгляд в бедующие» и председателя Самарской областной общественной организации «Герои Отечества» Станкевича И.В.

Читать новость целиком