Версия для слабовидящих

«Зеленая карта района: взгляд с высоты»


Проектная площадка на 2017 год

Стратегический проект:  «Полет в будущее»

Тема проекта:  «Зеленая карта района: взгляд с высоты»

Руководитель:     Трещанин Максим Игоревич, директор ГБОУДО, тел.: 89874307586

    I Общая информация

1.     Направление, в соответствии с которым реализуется проект:

 Сопровождение одарённых учащихся. Инновационные проекты выявления и поддержки одаренности. Разработка современных форм организации деятельности одаренных учащихся. Создание модели индивидуального образовательного маршрута.

 2. Информация об учреждении:    

Почтовый адрес: 443083, г. Самара, ул. Промышленности, 319

Телефон, факс, электронная почта: тел/факс: 261-14-40,school131@bk.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя:  Басис Людмила Борисовна

3. Консультанты (при наличии): фамилия, имя, отчество, должность, научное звание, место работы:

Консультанты:   

  Макарова Ирина Сергеевна, к.ф-м.н., доцент кафедры ИВТ  СамГУПС,

 Гришин Вячеслав Николаевич,  депутат Думы г.о. Самара

  Корнилов Сергей Сергеевич, директор Автономной некоммерческой организации «Кластерный инжиниринговый центр Самарской области»

 II. Краткая аннотация к проекту

В МБОУ Лицее «Созвездие» №131 г.о. Самара начиная с 2014 г. активно внедряется новое направление исследовательской деятельности - робототехника.

  • С октября 2014 г. для 7-9 классов начала реализовываться программа «Робототехника и беспилотные летательные аппараты (БПЛА)» под руководством Трещанина М.И.  (Центр технического творчества) в содружестве с центром детского творчества «Радуга». Обучается 30 детей.
  • В 2014 - 2015 г.г. 3 учителя (информатики и физики) прошли курсы повышения квалификации по программе «Методика преподавания робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT»; 6 учителей (информатики и начальных классов) прошли подготовку по программе «Легоконструирование. Развитие научно-технического мышления младших школьников».
  • С 2015 г. работает направление дополнительного образования и внеурочной деятельности «Робототехника», включающее в себя «Легоконструирование» и «Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)».
  • С сентября 2015 г. в 3-х классах в рамках внеурочной деятельности внедрена программа курса «Легоконструирование». Обучаются 84 ребёнка.
  • С сентября 2016 г. в 3-4 классах в рамках внеурочной деятельности внедряется программа курса «Легоконструирование». Обучаются 210 детей.
  • По программе «БПЛА» на 2016 г. Лицей является городской проектной площадкой  «Школа беспилотных технологий  и робототехники».

Внедрение направления робототехники имеет особое значение для образовательного процесса, т.к. Лицей осуществляет обучение детей по программам повышенного уровня сложности по математике, физике, химии. Ежегодно около 70% выпускников поступает в вузы по естественно-техническому профилю обучения.

За период 2014 - 2016 г.г. обучающиеся Лицея достигли хороших результатов в области робототехники.

 

Мероприятие

Год

Место

1.

IX Открытая Международная научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия»

2014

Победитель в номинации «Экодвигатель будущего»

2.

Городской конкурс  социальных видеороликов «Новый взгляд»

2015

2

3.

Всероссийский форум «Инженер – профессия творческая»

2015

1

4.

Всероссийский форум «Инженер – профессия творческая»

2015

1

5.

I Воздушный фестиваль по спортивному пилотажу радиоуправляемых мультироторных моделей беспилотных летательных аппаратов

2015

3

6.

I городское первенство по робототехнике

2015

3

7.

I городское первенство по робототехнике

2015

1

8

X Открытая Международная  научно-исследовательская конференция молодых исследователей «Образование. Наука. Профессия»

26-29 января 2016

Диплом

9

Международный фестиваль робототехники «Робофинист»

19-20 сентября 2015

Диплом

10

Всероссийский форум "Инженер-профессия творческая"

7-12 декабря 2015

Диплом за 1 место. Секция «Инженерные науки»

11

X Всероссийские юношеские научные чтения им. С.П.Королева.

27-29 январь 2016

Сертификат.

12

Многопрофильная инженерная олимпиада "Звезда" (олимпиада по «ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ»)

Октябрь- март 2015/2016

Диплом 2 степени

Диплом 3 степени

 

13

Областная  научная конференция обучающихся образовательных организаций Самарской области 2015-2016

22- 25 марта 2016

Дипломы  3 степени

 

Результатом работы городской проектной площадкой «Школа беспилотных технологий и робототехники» стало освоение обучающимися приемов создания простейших моделей БПЛА, эксплуатация стенда гексакоптера.

Накопленный положительный опыт в области конструирования беспилотных летательных аппаратов имеет большое значение для профориентации и развития научно-технического творчества обучающихся Лицея. Дальнейшее совершенствование приобретенных навыков учащиеся могут получить только при решении конкретных практикоориентированных задач.

В настоящее время можно  говорить об успешном применении БПЛА в таких областях, как оперативное картографирование, топографическая съемка объектов, обследование и патрулирование трасс воздушных линий электропередачи, магистральных трубо- и газопроводов, экологический мониторинг застроенных территорий, промышленных зон, сельскохозяйственных угодий, поисковые операции в труднодоступных местах и др. В списке перечисленных направлений особую роль  играет экологический мониторинг, поэтому базовым вектором использования БПЛА в Лицее был выбран мониторинг зеленых насаждений с целью создания электронной карты озеленения района.

 III. Содержание проектной инициативы

3.1. Определение проблемы

Самара является одним из наиболее крупных городов Среднего Поволжья, который характеризуется высокой концентрацией производств, в наибольшей степени загрязняющих окружающую среду. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются 650 промышленных предприятий энергетики, химической и нефтехимической промышленности, производства минеральных удобрений, нефтегазодобывающей промышленности, машиностроения, а также около 3 тыс. автотранспортных предприятий. Наибольшее сосредоточение индустриальных объектов характерно для Безымянской промзоны.

Средние показатели загрязнения атмосферного воздуха взвесями различных веществ в Самаре на 43% выше, чем общероссийские среднестатистические данные в этой категории, а концентрация других вредных превышает предельно допустимые нормы в десятки раз. Самым неблагополучным районом по этим показателям является Кировский район. На территории города расположено несколько очень крупных производственных предприятий, которые ежедневно выбрасывают в атмосферные слои несколько десятков тонн различных загрязняющих веществ. При этом многие промышленные производства находятся в непосредственной близости от жилых массивов. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на организм человека, животных и растительность, наносит ущерб народному хозяйству, вызывает глубокие изменения в биосфере.

Огромное значение в борьбе с загрязнениями атмосферы имеет озеленение городов и промышленных центров. Растения обогащают воздух кислородом. На деревьях и кустах оседает до 72% взвешенных в воздухе частиц пыли и до 60% диоксида серы. Поэтому в городских парках, скверах, садах пыли в десятки раз меньше, чем на открытых улицах и площадях. Многие виды деревьев и кустарников выделяют фитонциды - биологически-активные вещества, убивающие бактерии. Зеленые растения регулируют микроклимат города, поглощают и снижают городской шум.

Исторически сложилось так, что на территории городского округа Самара зеленые насаждения расположены фрагментарно, система городского озеленения состоит из объектов, неодинаковых по площади, функциональному использованию, уровню рекреационной нагрузки. Согласно санитарным нормам, площадь территорий общего пользования (парки, скверы, набережные, бульвары) должна составлять не менее 10 м2 на человека. В Самаре площадь зеленых насаждений общего пользования в расчете на одного жителя составляет около 5 м2. По информации самарских экологов из «Зеленой лиги» только 10% населения города проживает на территории, имеющей достаточное озеленение. Еще 5.5% населения имеет 75% от норматива озеленения; 84.5% проживает на территории, имеющей 45% и менее нормы озеленения.

Для организации рационального использования территорий городского округа Самара, регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений, их ремонту и реконструкции, своевременной регистрации происходящих изменений, установления видового состава деревьев и кустарников необходимо проведение инвентаризации и паспортизации зеленых насаждений.

В проектном центре Стратегии Самары зарегистрирован проект «Зеленая карта» (автор - О.Е. Куранда), направленный на создание информационного продукта - карты зелёных насаждений и водоёмов города на основе различных источников. Целью проекта является проведение инвентаризации городских зеленых насаждений силами волонтеров.

В свете выдвинутых проблем учащиеся Лицея могут внести свой вклад в создании «Зеленой карты» своего района путем предоставления данных, полученных в результате аэрофотосъемок местности беспилотными летательными аппаратами.

 3.2. Общая цель и задачи проектной деятельности

Целью проекта является создание карты зеленых насаждений Советского района для определения границ и площади озеленения и определения степени соответствия количества зелёных насаждений установленным нормам.

Задачи проекта:

  • конструирование БПЛА для ведения аэрофотосъемки зеленых насаждений и оснащение их фото- и видеоаппаратурой;
  • разработка методики проведения аэрофотосъемки местности;
  • освоение технологии снятия данных контроллера и фотоаппаратуры БПЛА с последующей обработкой;
  • создание электронной карты зеленых насаждений района, размещение карты на сайте Лицея в открытом доступе;
  • определение степени озеленения района;
  • привлечение обучающихся Лицея к решению практических задач с помощью робототехники.

Данные по озеленению района могут быть предоставлены администрации Советского района для  координации плана работы в данном направлении.

 3.3. Рабочий план реализации проектной инициативы

Этап

Мероприятие программы

Срок реализации

I этап Подготовительный

1. Формирование пула БПЛА, оснастки и вспомогательного оборудования, необходимого для проведения измерений

2. Закупка недостающего оборудования, оснастки и вспомогательного оборудования.

3. Составление предварительного плана по проведению аэрофотосъемки БПЛА.

4. Проведение пробной аэрофотосъемки с целью отработки технологии исследований.

5. Составление календарного плана проведения аэрофотосъемок

декабрь 2016 -март 2017

II этап
Основной

6. Проведение аэрофотосъемки зеленых насаждений района

7. Снятие данных с фотоаппаратуры БПЛА и последующая обработка

8. Внесение данных, полученных в результате аэрофотосъемок, на интерактивный ресурс – «Зеленая карта района».

9. Написание заметок и статей о процессе создания электронной карты.

10. Продвижение проекта «Зеленая карта района: взгляд с высоты» на сайте МБОУ Лицей «Созвездие» №131 и в сети Интернет.

февраль 2017 - октябрь 2017

III этап
Заключительный

11. Проведение работ по оценке степени озеленения района.

12. Подготовка материалов об уровне озеленения района для органов местной власти и всех заинтересованных организаций.

 

сентябрь 2017 - декабрь 2017

IV. Планируемые результаты проектной инициативы и их оценка

4.1.Критерии оценки эффективности проекта

1)      Внимание городского сообщества к проекту может быть привлечено

  • с помощью СМИ;
  • подготовленного материала об уровне озеленения района для органов местной власти и всех заинтересованных организаций;
  • открытого ресурса в сети Интернет с отчётом о проведённых измерениях.

2)      Основные мероприятия проекта:

  • картографирование зеленых насаждений района;
  • презентация электронной «зеленой» карты.

3)      Эффективная реализация проекта возможна только при условии тесного сотрудничества МБОУ Лицей «Созвездие» №131 с организациями-партнерами:

  • ГБОУДОД СОЦДЮТТ;
  • МБОУ ДОД ЦДТ «Радуга успеха»;
  • Кафедра «Прикладной математики, информатики и информационных систем» ФБГОУ ВО СамГУПС;
  • Администрация Советского района г.о. Самара
  • Депутаты Думы г.о. Самара

4)      Успешная  реализация  проекта зависит от правильной организации взаимодействия всех участников проекта, которое основано на следующих принципах:

  • Мотивационная поддержка заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы.
  • Организационная поддержка и помощь в правильном распределении времени и нагрузки в процессе подготовки и реализации проекта.
  • Информационно-техническая подразумевает помощь взрослых в проведении аэрофотосъемок, в монтаже материалов, в подготовке компьютерных презентаций и в создании электронной карты.
  • Дополнительное финансирование.

5)      К перспективам работы над проектом можно отнести:

  • создание блока учебно-методических материалов по проведению аэрофотосъемки местности и обработке полученных данных;
  • оказание научно-технической и консультационной помощи по развитию технологий БПЛА для сетевого сообщества образовательных учреждений г.о. Самара;
  • возможное расширение тематики проекта для сбора геопространственных данных;
  • создание 3D-моделей объектов на основе данных аэрофотосъемки БПЛА;
  • участие в конференциях, соревнованиях.

 4.2.Результаты деятельности проектной площадки и их оценка:

          Что будет получено в ходе реализации проекта:

- увеличение количества лицеистов, охваченных проектной деятельностью;   

-  издание методических рекомендаций;

- создание электронной карты зеленых насаждений района;

- трансляция опыта работы;

- профессиональная компетентность педагогов – участников проекта в области применения робототехники;

- повышение уровня исследовательских работ школьников, представленных на конференциях различного уровня;

- создание раздела на сайте Лицея: sozvezdie131.ru

 - привлечение  представителей бизнес сообщества к созданию центра робототехники  на территории Лицея для  обучающихся ОУ Советского района.

         Что выполнено в ходе реализации проекта:

             - закуплено недостающее оборудование, оснастка и вспомогательное оборудование;

             - создана рабочая группа и организовано взаимодействие с

  • ГБОУДОД СОЦДЮТТ;
  • МБОУ ДОД ЦДТ «Радуга успеха»;
  • Кафедра «Прикладной математики, информатики и информационных систем» ФБГОУ ВО СамГУПС;
  • Администрация Советского района г.о. Самара
  • Депутаты Думы г.о. Самара;

              - составлен предварительный  план по проведению аэрофотосъемки  БПЛА;

             - проведена пробная аэрофотосъемка с целью отработки технологии исследований;

             - составлен календарный плана проведения аэрофотосъемок;

             - на основании плана исследования, разработаны маршруты и точки,             для  проведения мониторинга зеленых насаждений;

             - 30.03.2017 г. проведён  научно-практический семинар:  «Проектирование внеурочной деятельности в       рамках  реализации ФГОС: требования, технологии,   подходы (на        примере  «Робототехники»)».

 Методическая цель семинара: трансляция опыта работы по привлечению обучающихся к решению практических задач с помощью робототехники на занятиях внеурочной деятельности.

 Участники семинара: учителя-предметники общеобразовательных организаций г.о. Самара, заместители директоров по УВР, методисты.

                          Режим работы семинара:

9 30– 10 00  Регистрация участников семинара

10 00 – 10 05  Открытие заседания (актовый зал)

Басис Людмила Борисовна, директор МБОУ Лицей «Созвездие» №131 г.о. Самара

10 05 – 1020 Использование внеурочной деятельности как основу профориентации обучающихся.

Макарова Ирина Сергеевна, к.ф-м н., доцент кафедры  ИВТ СамГУПС

1020– 1035Формирование познавательной активности на занятиях внеурочной деятельности  " Легоконструирование"

Бурнаева Алёна Викторовна, учитель информатики  МБОУ Лицей «Созвездие» №131г.о. Самара

1035– 1050   Легоконструирование как средство развития интеллектуальных и  конструктивных способностей обучающихся

 Гурьянова Светлана Александровна, педагог-психолог  МБОУ Лицей «Созвездие» №131г.о. Самара

1050 – 1105 Занятия « Робототехникой»  с использованием   микроконтроллера                    «ArduinoUno »  для развития навыков   программирования,  знаний схемотехники и электроники.

Крылов Александр Олегович, зам. директора  по УВР  МБОУ Лицей «Созвездие» №131г.о. Самара

1050 – 1105 Занятия « Робототехникой»  с использованием  микроконтроллера «ArduinoUno »  для развития навыков

                 программирования,  знаний схемотехники и электроники.

Крылов Александр Олегович, зам. директора  по УВР МБОУ Лицей «Созвездие»  №131г.о. Самара

1130 – 1140         Итоги участия обучающихся в соревнованиях по БПЛА

Трещанин  Максим Игоревич, директор ГБО ДОД   СОЦДЮТТ

1140 – 1150 Учебно-исследовательская деятельность  по направлению  «Робототехника»

Жиляева Ольга Михайловна, зам. директора  по НМР МБОУ Лицей «Созвездие» №131г.о. Самара

1150 – 1200 Круглый стол. Подведение итогов

Жиляева Ольга Михайловна, зам. директора  по НМР  МБОУ Лицей «Созвездие»  №131г.о. Самара



Что у нас нового?

[ Показать все новости ]

06/10/2017

Любой подросший ученик
Вам эту фразу повторит:
Нет человека лучше педагога,
И места лучше школьного порога.
Быть молодыми вам желаем много лет,
Не знать болезней, горестей и бед!
И в знак признанья за терпенье,
Примите наше уваженье!

Читать новость целиком

01/09/2017

В нашей стране ежегодно 1 сентября отмечается праздник День знаний. Свое название он получил благодаря тому, что является первым днем осени, когда начинается новый учебный год во всех российских школах, а также средних и высших учебных заведениях.

Читать новость целиком

13/07/2017

Лето - прекрасная пора, которой люди ждут весь год. Однако первый месяц лета в этом году стал довольно специфичным - постоянные ливни, грязь, ураганы и холод. Несмотря на эти проблемы, в период с 29-ого июня по 2-ое июля прошёл грандиозный фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина. В этом году фестиваль получился особенно душевным, потому что из-за низкой отметки на термометре каждый старался согреть людей своими песнями и горячим чаем с костра. Расскажу немного больше о фестивале.

Читать новость целиком